Памятка
об основных способах дистанционного мошенничества
С переходом населения на безналичный расчет, выпуском и начислением заработных плат, пенсий, пособий и других выплат на пластиковые карты, появлением большого количества интернет-магазинов, возможностью оплачивать услуги онлайн, интернет становится более доступным, расширяются зоны покрытия сетей сотовой связи, как следствие, все больше людей пользуются современными технологиями.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу.
Однако раскрываемость этих преступлений остается невысокой, порядка 40 %, что связано со спецификой преступных технологий.
Этому способствует анонимность и отсутствие непосредственного контакта преступника с потерпевшим, трансграничный характер посягательств, поскольку большая часть деяний совершена лицами, находившимися за пределами региона, либо денежные средства потерпевших переведены на счета и телефоны, используемые на территории иных субъектов России.
Основные известные схемы телефонного мошенничества:
1. Мошенничества через сайты объявлений.
Преступник, выступая в роли продавца, размещает на сайтах объявлений (Авито, ФарПост, Дром и др.) информацию о продаже какого- либо товара, сдаче в аренду недвижимости или же оказании тех или иных услуг, за которые в последующем получает предоплату, тем самым похищая деньги.
В другом случае мошенник выступает в роли покупателя. Он звонит по объявлению потерпевшего, размещенному на интернет-площадке, и говорит, что желает приобрести его товар и готов внести задаток, для чего просит продиктовать контрольные данные по банковской карте и поступивший код и в последующем похищает денежные средства.
2. Мошенничества со взломом страниц социальных сетей.
Злоумышленники взламывают страницы социальных сетей, а затем отправляют всем друзьям из списка сообщения мошеннического характера с просьбой занять денежные средства под различными предлогами (заболел родственник, не хватает на срочную покупку и т.д.).
3. Мошенничество, совершенное под предлогом несанкционированных списаний с банковской карты.
Мошенник, используя IP-телефонию, звонит потенциальной жертве с виртуального номера и сообщает о том, что по его банковской карте либо по счету осуществляются несанкционированные списания денежных средств, или происходит оформление кредита, и для сохранения средств необходимо их перевести в безопасную ячейку. После чего, потерпевший, следуя инструкциям мошенника, сообщает все реквизиты своих карт, их проверочные коды или коды, поступившие в смс-сообщении.
4. Мошенничество, совершенное с использованием фишинговых сайтов.
Фишинг дословно переводится как «рыбная ловля» или «ловля на живца». Конечная цель такого мошенничества - получить данные банковской карты потерпевшего, выудить его деньги либо получить прочее его имущество. Видов фишинга великое множество. Самый распространенный случай - это поддельный сайт, который маскируется под интернет-магазины, агрегаторы билетов и пр.
5. Мошенничество, совершенное по схеме мнимого вложения денежных средств в лже-инвестиционные компании.
Мошенники предлагают гражданам инвестировать свои сбережения в одну из крупнейших газодобывающих компаний страны, обещая сверхвысокий доход за короткий срок. А когда получают деньги, то перестают выходить на связь.
6. Случай с родственником.
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным гоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на счет (абонентский номер телефона).
7. Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.).
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!
8. SMS-просьба.
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.
9. Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти.
На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры города и др.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.
10. Платный код.
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
11. Штрафные санкции оператора.
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
12. Ошибочный перевод средств.
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
Как уберечься от телефонных мошенничеств?
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:
- не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;
- не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;
- не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Если человек все-таки стал жертвой преступления, то ему следует немедленно заблокировать свою банковскую карту и обратиться в полицию.
Получение у оператора сотовой связи детализации по исходящим и входящим звонкам, а в банке - выписки по движению денежных средств будет способствовать своевременному установлению обстоятельств преступления.
Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.
Отдел по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Камчатского края |